Главная » Статьи » Юстиция |
В каких
случаях можно обойтись без суда? Доказательства
того, что гражданин добросовестно и непрерывно пользовался участком в течение
как минимум 15 лет, сравнительно легко можно представить лишь в селах и
небольших поселках. Там местные
власти знают свои земли и их историю. Так, земельный участок мог быть выделен в
пользование простым устным разрешением председателя сельсовета, который помнит
об этом и находится еще у власти. Или,
например, гражданин использовал земельный участок умершего человека,
находившийся в пользовании последнего. Это возможно, если после смерти
"владельца" наследники либо не объявлялись, либо не проявляли
интереса к своему наследству на протяжении многих лет. Или,
наконец, возможен случай, когда человек построил дом на участке, который ему не
выделялся для этой цели. Причем такой
человек совсем не обязательно владеет землей недобросовестно: ею могли
пользоваться еще его родители на основаниях, которые за давностью лет
установить не удается, и он привык считать землю своей со слов родителей. Если во всех
вышеперечисленных случаях сельсовет знает о пользовании земельными участками и
не оспаривает этого факта, приватизация может пройти без судебного
вмешательства.
Исторический
экскурс Идея
приватизации возникла на волне перестройки в ходе характерных для того периода
демократических преобразований. Все национальные богатства, созданные трудом
советского народа и объявленные его собственностью, фактически были
узурпированы государством. Идеологи того времени рассматривали этот факт как
отступление от принципов истинного социализма. Ведь, формально являясь
представителем народа, реально государство стало самостоятельным субъектом со
своими собственными, отличными от народных, интересами. При таком подходе
проведение "разгосударствления" (советский термин, который позже в
Украине был заменен термином "приватизация") – распределение всего
государственного имущества между всеми гражданами – представлялось восстановлением
исторической справедливости и возвратом к изначальным лозунгам: "Землю –
крестьянам, фабрики – рабочим!". Тогда считалось, что если распределить
все имущество между всеми, каждый почувствует себя хозяином, и экономика
заработает. Сейчас уже
очевидно, что романтика – плохая помощница в государственной политике. Об этом
свидетельствуют результаты двадцати лет приватизации. Процесс закончился тем,
что имущество, лишь на мгновение побывав в руках тех, кто его создал, попало в
руки новой экономической элиты. При
приватизации жилья и земли не удалось создать механизм, который давал бы
безусловный доступ всем гражданам к любому виду приватизации. В результате
приватизация проводилась по принципу: "на чем сижу, то и имею".
Горожане жили в государственных квартирах. Только их они и смогли
приватизировать сравнительно просто. Селяне же имели в пользовании землю.
Только на ее приватизацию они и смогли претендовать. Воспользоваться же правом
на приватизацию государственного жилого фонда они не могут. Единого
мнения нет В практике
правоприменения ст . 119 ЗКУ нет единства относительно даты, с которой в
процессе приватизации должен отсчитываться 15-летний срок пользования землей.
Так, согласно Письму Верховного Суда Украины от 29.10.2008 года №19-3767/0/8-08
(п. 3) право приобретательской давности подлежит применению, начиная с
1.01.2017 г., то есть 15 лет с момента вступления в силу нового Земельного
кодекса. Но
разъяснения Верховного Суда Украины могут иметь силу лишь в случае, если спор о
праве применения приобретательской давности будет решаться судебными органами.
Если же спора не будет (гражданину удастся убедить орган, куда он подает
заявление о приватизации земли, что он владел землей действительно
добросовестно, открыто и непрерывно), приватизация пройдет без судебных тяжб.
При этом орган, принимающий решение о приватизации, может отсчитать необходимый
15-летний срок от даты начала фактического владения имуществом. Права на
приватизацию земельного участка: возможны варианты Гражданин,
который захочет воспользоваться правом приватизации земли, не находящейся в его
пользовании, столкнется с тем, что уже на этапе подачи документов от него
потребуют графические материалы, на которых показан участок. Но что это за
данные, где и как их получить, закон не устанавливает. Не установлено ни право
граждан получить такие материалы, ни обязанность каких-либо органов выдавать
их. Если взглянуть на проблему шире, обнаруживаются другие, более общие
проблемы. Если у
человека нет участка, то решение о приватизации может быть обусловлено тем, что
ему нравится какая-то конкретная местность. Иногда территориальных предпочтений
нет – лишь желание реализовать свое законное право на бесплатную приватизацию
земли. В последнем случае нужно знать, где вообще есть земля, которую можно
приватизировать для последующего строительства. В любом
случае, прежде чем подавать ходатайство в соответствующий орган, желательно
знать, кому принадлежит земля. Если она государственная или коммунальная, то в
ведении какого именно органа она находится территориально. Важны также сведения
о режиме земли и возможных ограничениях ее застройки. Не лишней будет
информация и о том, не начата ли процедура приватизации этого участка кем-то другим. И,
наконец, необходимо физически идентифицировать участок путем привязки его к
местности, а не с помощью описаний типа "за селом у ручья". Все
необходимые данные содержатся в государственном земельном кадастре и
градостроительной документации. Но у обычного гражданина доступа к этим
документам нет. Он имеет право получить данные только относительно
принадлежащих ему участка или объекта недвижимости. Чтобы реализовать право на
приватизацию, необходимо владеть информацией, которую получить сложно. Чтобы
обеспечить реализацию прав граждан на приватизацию земли, создана единая
общедоступнуя база данных
(реестр, кадастр) украинских земель, которая содержит полные сведения о наличии земель,
пригодных для приватизации для каждого вида землепользования. Имея доступ
к такой базе данных, возможно выбрать участок и начать процедуру его
приватизации. Но
"свято место пусто не бывает". Если есть потребность в бесплатной
приватизации, появляются и люди, предлагающие помощь. Благодаря их усилиям, в
Украине даже появился такой бизнес; его суть – сбор данных об участках, которые
можно приватизировать (эти данные собираются путем личных неформальных
контактов), организация привлечения потенциальных заказчиков на приватизацию и
дальнейшая координация действий всех заинтересованных лиц (заказчиков, местных
властей, Комиссии по согласованию проекта землеустройства, органов государственной
экспертизы и земельных органов). Желающим
приватизировать земельный участок "бесплатно" приходится обращаться к
посредникам. В результате цена "бесплатно" приватизированного участка
будет всего лишь чуть ниже, чем приобретенного на вторичном рынке. Приватизировать землю в больших городах и вблизи них без бизнес-посредников сейчас практически невозможно. За исключением, пожалуй, тех случаев, если гражданин присмотрел место недалеко от села или небольшого поселка, расположенных сравнительно далеко от крупных городов. В этом случае велика вероятность того, что гражданину почти за "просто так" могут предоставить интересующую его информацию о земельном участке в местном совете, районном отделе земельных ресурсов. Если таковую информацию удалось получить, и она дает надежду на приватизацию желаемого земельного участка, тогда можно обратиться в организацию, имеющую лицензию на выполнение топографо-геодезических работ и которая работает в районе местонахождения земельного участка с просьбой определить координаты желаемого участка и нанести их на выкопировку генплана населенного пункта, а если участок находится за пределами населенного пункта – на выкопировку из картографических материалов, обычно имеющихся в распоряжении таких организаций. Такая выкопировка как раз и будет необходимыми графическими материалами, которые нужно приложить к ходатайству о приватизации желаемого участка. | |
Категория: Юстиция | Добавил: yurist-ginekolog (02.10.2013) | | |
Просмотров: 1205 |
Всего комментариев: 0 | |