Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 20:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Расписание автобусов: 
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
МЕЖДУГОРОДНИЕ
ПО ГОРОДУ
MENU
Главная » 2011 » Июнь » 18 » Один из тысяч «бабьих яров»
21:32
Один из тысяч «бабьих яров»

Когда смотришь кадры о львовских событиях 9 мая текущего года, слушаешь и читаешь комментарии к ним украинских политиков и чиновников, то трудно отделаться от впечатления, что мы, граждане одной страны, проживаем в совершенно разных реальностях.

В одной из них уже внуки и правнуки победителей чествуют разгром «коричневой чумы» и возлагают цветы на могилы павших. В другой – потомки старых бандеровцев и уже молодые бандеровцы глумятся над красными флагами, георгиевскими ленточками и другими символами нашей Победы. Своим шаманством они как бы пытаются переиграть ход истории и «отменить» итоги Великой Отечественной войны.

В третьей реальности политики и чиновники, бросившие флаг Победы, словно красную тряпку неонацистскому быку, стремятся, используя разжигание существующих противоречий, продолжить жировать в «мутной водичке». По-видимому, невдомек им чем кончаются подобные игры. Политиканы и олигархи веймаровской Германии также пытались перехитрить всех и сыграть на общественных противоречиях, запрягая нацистского монстра в свою телегу. И как же неприятно были они поражены, когда их политические игроки были отправлены в досрочную отставку ещё куда подальше. Самим же олигархам, призванным в кабинет фюрера, было заявлено, что отныне они будут выполнять исключительно его волю. В противном случае гитлеровцы найдут их предприятиям «более эффективных собственников».

Но у подавляющего большинства жителей юго-востока да, пожалуй, и всей большой Украины, эти нацистские камлания и чиновничьи игры ничего кроме неприятия и отвращения не вызывают. Слишком свежа ещё память о той войне. Слишком велики были потрясения и принесённые жертвы.

Всему миру известна трагедия, разыгравшаяся в киевском Бабьем Яру, где расстрельные команды, состоявшие преимущественно из украинских националистов, под командованием офицеров СС убили десятки тысяч советских граждан. Однако мы не должны забывать и о том, что таких «яров», наполненных трупами невинных жертв, на Украине насчитывалось тысячи. Сотни из них, включая шурфы, куда сбрасывали казнённых, подчас ещё живых, находятся почти в каждом городе и посёлке Донбасса.

Один из таких «яров№ находится и на северной окраине Амвросиевки, в песчаном карьере. Здесь фашисты и полицаи убивали военнопленных, подпольщиков, заложников, женщин и детей. Старожилы города помнят, как весной сорок второго года, гитлеровцы, не досчитавшись на складе какого-то количества продовольствия, решили «списать» недостачу на местных жителей. Недолго думая, схватили десять мальчишек в возрасте от восьми до шестнадцати лет, и безжалостно расстреляли их в песчаном карьере. Сюда же привозили тела повешенных на центральной городской площади, после того, как по приказу коменданта они провисели там несколько дней для устрашения граждан.

В Амвросиевском историко-краеведческом музее хранится копия фотографии, сделанной 31 марта 1943 года гитлеровским офицером. На ней запечатлены тела повешенных подпольщиков: А. Т. Гречко, В. П. Королёва, Николая Кеева и Василия Краснова. Их командир – Андрей Петрович Кравцов после изуверских пыток был живым брошен в яму и засыпан песком.

После освобождения Амвросиевки было установлено, что только в песчаном карьере убиты более 1950 советских граждан. А ведь жертв оккупантов в 1941-1943 годах хоронили и на Калужанском, и на старом городском кладбищах. Да и в других местах города и района.

Существует такое циничное выражение: смерть одного человека это трагедия, а гибель миллионов – это статистика. Но мы всегда должны помнить, что эта статистика складывается из личных трагедий. Вспомним об одной из них.

В семье Анатолия Шаповалова, десятки лет проработавшего детским врачом, с 1942 года хранится реликвия, которую все поколения домочадцев считают своим талисманом и оберегом. Это – выполненное масляными красками на стекле в иконописном стиле изображение Святого Георгия Победоносца, поражающего копьём змея.

Эта работа принадлежит кисти талантливого юноши – Дмитрия Скубченко, которому в ту пору было шестнадцать-семнадцать лет. Написал её юный художник в самые чёрные дни оккупации и подарил на добрую память соседке – матери Анатолия Петровича, которому тогда было восемь лет. Теперь он принёс эту картину в Амвросиевский историко-краеведческий музей чтобы продемонстрировать её ребятам из военно-патриотического клуба «Витязь» ( руководитель Олег Мачула) Амвросиевской ОШ № 4. В составе клуба, кстати, активно действует поисковая группа, которая готовит к 22 июня презентацию материалов о ещё оставшихся в живых ветеранах.

- Фигура Святого Георгия, - сказал, обращаясь к школьным «витязям» Анатолий Шаповалов, - по замыслу автора символизировала нашу грядущую победу над врагом. Корчащийся под копытами коня змей – это враг, который, несомненно, будет разбит. К глубокому прискорбию сам Дмитрий не дожил до нашей Победы: подобно Святому Георгию он принял мученическую смерть за свои идеалы…

В книге местного краеведа Н. Котовой «Не склонив головы…», посвящённой героям Амвросиевки, есть глава о подпольщиках-комсомольцах, в числе которых был и Дмитрий Скубченко. Стоит, пожалуй, здесь привести выдержки из неё.

«Посильное сопротивление врагу оказывали и молодые патриоты. Больше других известна нам комсомольская группа трёх: Павлика Краснова, Вани Проскуренко и Мити Скубченко. О Мите Скубченко более подробно рассказала его тётя А. Ф. Усенко, в доме которой Митя жил в сорок втором году и работал на восстановлении моста. Домой приходил поздно, иногда вместе с двумя парнями. Как-то сказал, что с ними ходил в степь, но не объяснил зачем. Мол, у нас там своё занятие. Летом 1942 года его арестовали и привели в дом тётки. Тут же начали допрашивать. Он от всего отказывался, но мужик из числа местных жителей, видимо предатель, кричал: «Врешь! Уходил в степь и там ракетами кому-то сигналы подавал!». Другой дядька пытался защитить парня, но предатель продолжал орать: «Не защищай, я сам видел и не раз!».

Жандармы долго били Митю. Он обливался кровью, но продолжал всё отрицать. Затем жильцов выгнали из дома, в котором и продолжали допрос. Были слышны удары и стоны. Ничего не добившись, увезли в тюрьму. Уже после войны мать Мити, оставшись без погибшего на фронте мужа и единственного сына, рассказывала, как он и его друзья прятались в подвале, слушали радиоприёмник, а затем распространяли сводки Совинформбюро. Митю и его друзей расстреляли. Причём тела их были так изуродованы, что мать Дмитрия узнала его только по одной из деталей остатков одежды».

Чудом остался жив и сам Анатолий Шаповалов, ведь его, восьмилетнего пацана, едва не застрелил озверевший немецкий офицер. Мать с трудом вымолила пощаду.

Сам Шаповалов окончил медицинский институт, стал уважаемым в городе человеком, вылечившим сотни детей. А сколько добра могли бы принести людям и своей стране те, кто погиб от рук фашистов и их прихвостней! Но они навсегда остались на той войне и живут лишь в нашей памяти.

Вот почему покушения на эту память мы должны расценивать как попытки последышей палачей сороковых годов прошлого века повторно убить героев и жертв фашизма. На этот раз - в памяти народной. Мы, если хотим оставаться людьми, не должны позволить украсть наше прошлое, ведь без него невозможно будущее. Если допустить это, то восторжествует неприемлемая для нас реальность, в которой убийцы будут полностью оправданы, а мученики – оболганы.

Василий СЕМЁНОВ

По материалам: dkr.com.ua

Категория: Общество | Просмотров: 1376 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar