16:08 А воз и ныне там. | |
«Развитие Амвросиевки неразрывно связано с железной дорогой. Да и сам город был основан в середине позапрошлого века в связи со строительством Курско-Харьковско-Азовской дороги. Эта магистраль была той ниточкой, которая связывала наш город с огромной страной. К сожалению, многое меняется и далеко не в лучшую сторону. Амвросиевка, из которой можно было уехать во многие города, превратилась в тупик. Но так было далеко не всегда. Много пассажирских поездов ходило и до Великой Отечественной войны. Причём, все практически останавливались на нашей железнодорожной станции. Уже в моих первых воспоминаниях сохранилось то, как мы всей семьёй ехали на море в Новороссийск. Запомнилось, как на амвросивском вокзале останавливался поезд Москва – Адлер с фирменным названием «Рица». Он был красного цвета. Помню автоматические справочные, стоявшие на железнодорожном вокзале. Даже в Москве на Курском вокзале в такой справочной можно было узнать, какими поездами из столицы можно было попасть в Амвросиевку. Очевидцы свидетельствуют, что сейчас в Москве такой информации о нашем городе не найти. Интересен такой факт: на систему переменного тока в Советском Союзе впервые был переведен участок Иловайск – Марцево в самой середине которого, находится Амвросиевка, Рассказывают о том, что молодые ребята выходили поглядеть, когда первый электровоз поведёт пассажирский поезд. Ходили люди на станцию, чтобы посмотреть, как вместо паровоза составы ведут электровозы. А нынче уже подросло поколение, которое и не помнит, что регулярно ходили электрички до Таганрога. А ведь раньше можно было отдохнуть на море в Таганроге, отправившись туда по железной дороге утром, а вернувшись вечером. Пока ходили поезда кипел и был наполнен жизнью и привокзальный рынок. Место было очень оживлённое. А нынче наш железнодорожный вокзал напоминает мёртвую зону. Ведь товары привозили из сёл и городов, расположенных вдоль железной дороги. А сейчас прямое сообщение с ними фактически прекратилось. Читаешь в Интернете отзывы об Амвросиевке, а там пишут какое это захолустье. Ведь так было далеко не всегда. Есть нечто символическое в том, что люди, спилившие столетний тополь, посаженный на станции в год основания Амвросиевки, на нет свели и само железнодорожное сообщение с ней. Могу точно сказать, что в Амвросиевке прежде останавливались такие поезда дальнего следования, как Москва – Кисловодск (Кавказ), Адлер – Ленинград ( Северная Пальмира), Москва – Тбилиси (Грузия), Кисловодск – Ленинград (Белые ночи), Москва – Адлер (Южное взморье), Киев – Кисловодск (Каштан), Кисловодск – Москва, Москва – Орджоникидзе (Осетия), Киев – Баку (Славутич), Москва – Цхалтубо, Минск – Адлер, Москва – Новороссийск (Кубань), Ленинград – Новороссийск, Москва – Баку, Москва – Сухуми (Абхазия), Москва – Нальчик (Эльбрус). Останавливался даже международный поезд Москва – Баку – Тегеран. Лично видел тегеранские вагоны. Постоянно ходили поезда, причём круглый год, Москва – Анапа, Киев – Харьков – Тбилиси, Симферополь – Кисловодск, Москва – Новороссийск, Кривой Рог – Донецк – Адлер, Кишинёв – Адлер, Одесса – Ростов, Харьков – Ростов – Новороссийск. Список весьма впечатляющий. А ведь и дополнительных поездов было много. Упомяну хотя бы некоторые из них, что останавливались на нашей станции. Это Рига – Адлер: оранжево-синий, очень красивый и ухоженный, Адлер – Ленинград, Мурманск – Адлер, Мурманск – Новороссийск. Регулярно ходили и также останавливались в Амвросиевке Брест – Адлер, Брест – Кисловодск, Ростов – Симферополь, Адлер – Смоленск, Адлер – Горький, Москва – Ереван… И практически на все из них находились пассажиры из нашего небольшого города. И сюда на этих поездах приезжали гости к родственникам, друзьям. Ими пользовались командировочные. С закрытием Керченской паромной переправы появились в железнодорожном расписании и такие поезда, как Ташкент – Симферополь и Катовице(Польша) - Кисловодск. Менялись номера поездов, происходили изменения в расписании, но составы всегда останавливались на нашей станции. Железная дорога была той ниточкой, которая связывала Амвросиевку не только с городами Советского Союза, но и с заграницей. От скольких проблем и забот мы были избавлены в то время! Приходилось много ездить и мне. Дорога сводила со многими интересными людьми. Например, с главным инженером КАТЭКа, с киноактёром (фамилию, к сожалению, запамятовал) , но точно помню фильмы с его участием: «Признать виновным», «Академия пана Кляксы» и так далее. В купе он показывал альбомы со съёмок кинофильма. Также в пути знакомился с альпинистами и военными, нашими земляками, которых судьба закинула в далёкое приморье. И всё это благодаря железной дороге. А нынче связи прервались как человеческие, так и экономические». Горький рассказ Владимира Поскрёбышева дополняют и воспоминания старожила Амвросиевки, ветерана войны и труда Сергея Антоновича Зеленюка, который, как явствует из его рассказа, близко к сердцу принимает проблему возрождения железнодорожного сообщения родного города с большим миром: - Хорошо помню довоенные годы, когда все следовавшие с севера на юг и юга на север поезда совершали двухминутную остановку в нашем городе. Это были поезда Киев – Сочи, Москва – Сочи и многие другие, чьи названия уже стёрлись из моей памяти. К сожалению, не могу сказать о том, как обстояло дело с пассажирским сообщением в первое время после освобождения Амвросиевки от немецко-фашистских оккупантов – тогда я находился на фронте. Но в первые послевоенные годы ходил с остановкой в Амвросиевке пассажирский поезд Дебальцево – Таганрог, который связывал восток Донецкой области с Приазовьем. Потом ходил поезд Харцызск – Таганрог. До начала 50-х годов вместо пассажирских вагонов использовались теплушки. Но люди и тому были рады: ведь железнодорожное сообщение действовало постоянно и ритмично. Кроме пассажирского сообщения проходило очень много грузовых составов: практически каждые 5-10 минут. Всё изменилось после перестройки. Даже железнодорожная колея начала травой зарастать. Когда остановка почти всех поездов в Амвросиевке была запрещена, я с другими членами инициативной группы собрал более двух тысяч подписей горожан с просьбой восстановить транспортное сообщение. Последовательно отдавал эти списки сменявшимся трём народным депутатам Украины: Моцпану, Богатыренко, Слауте, которые избирались в Верховную Раду в нашем округе.. Однако воз и ныне там. Как-то повстречал бывшего начальника Донецкой железной дороги Кожушко и рассказал ему о наших бедах. Он очень сожалел, что наша встреча уже произошла после того как он ушёл на отдых. И заверил меня, что ни один из упомянутых депутатов списков подписей под петициями о возобновлении пассажирского сообщения в нашем городе не получал. Посоветовал мне обратиться в районную государственную администрацию: мол, именно там в первую очередь должны позаботиться об интересах земляков – выйти с предложениями на сессию областного совета для того, чтобы продлить маршрут электрички Иловайск – Квашино хотя бы до Успенки. Ведь в нынешней ситуации провал в маршрут от приграничной станции Квашино до приграничной станции Успенская создаёт множество трудностей для пассажиров. Было это, помнится, пять лет назад. На протяжении двух лет после состоявшегося в РГА разговора, ничего не было сделано. Три года назад я снова отправился в районные инстанции и там меня заверили, что происходят переговоры губернаторов Донецкой и Ростовской областей на предмет восстановления транспортных связей. Прошли годы, сменились руководители в районе и в областях, а воз и ныне там. Иногда приходится слышать упрёки в том, что в прекращении движения пригородных поездов виноваты россияне. Это, мол, они отменили свои составы один за другим. Но давайте будем объективны: в постперестроечные годы именно наши граждане составляли основной объём пассажирских перевозок на маршруте Иловайск – Таганрог. Причём многие из них, исходя из того, что в России цены на билеты были несколько дороже, чем на Украине, приобретали поездные документы под грифом туда и обратно на украинских железнодорожных станциях. Россияне в результате оставались в убытке. Сейчас жители Донецкой области всеми способами по-прежнему ездят к ростовчанам. Ведь у соседей многие товары, как промышленные, так и продовольственные, значительно дешевле, чем у нас. Вот, например, на таганрогском рынке килограмм чеснока стоит 50 российских рублей. А на наших базарах – 40 гривен. При отношении валют один к четырем, ясно, что чеснок выгоднее покупать в России. Оттуда же везут и другие продукты – консервы, колбасы, овощи, фрукты, рыбу. А также запчасти. Всё это там дешевле, чем у нас. Но добираться людям приходится либо с пересадками, либо прямыми автобусами Макеевка – Ростов, а там цены на билеты весьма кусаются, да и забиты эти автобусы, которые ходят один раз в сутки, как говорится, под завязку. Так что в Амвросиевке на них сесть зачастую нереально. Воспользоваться поездом Кишинёв – Ростов тоже сложно. Он единственный, который у нас пока ещё останавливается. Но билеты там также чрезвычайно дороги, по крайней мере, для большинства наших горожан. Власть же на всех уровнях, несмотря на многочисленные обращения за помощью, игнорирует интересы своих сограждан. …Невозможно не согласиться с аргументами Сергея Антоновича. Власть, действительно, до настоящего времени палец о палец не ударила, чтобы восстановить железнодорожное сообщение. Инициаторами его ликвидации, как мы уже указывали в более ранних материалах, выступали таможенная и пограничная службы. Но видать, карма всё-таки существует – Амвросиевская таможня на сегодняшний день ликвидирована и под угрозой дальнейшей «оптимизации» находится оставшийся здесь небольшой участок. Таможни нет, но и движение не восстановлено. Как неоднократно было указано в наших предыдущих материалах, отписки о том, что-де остановки в Амвросиевке невыгодны – не соответствуют действительности. Об этом свидетельствует число билетов, покупаемых нашими земляками на поезда, отправляющиеся из Иловайска. Слабую, но всё-таки надежду внушают результаты встречи в Донецке Президентов России и Украины Дмитрия Медведева и Виктора Януковича. Ведь они подписали документы, которые напрямую касаются проблем улучшения транспортного сообщения между нашими двумя странами. Это соглашения о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на украинско-российской границе. Насколько можно понять, речь идёт о совместных проверках. И в таком случае аргумент о том, что остановки поездов в Амвросиевке этому мешают, отпадает сам собой. Речь к тому же идёт о сотрудничестве и взаимодействии в сфере развития пограничных пунктов пропуска. Принятие этих документов призвано упростить формальности на общей границе и обеспечить гражданам комфортные условия для её пересечения, сократить время, необходимо для таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых за границу. Очень актуальным для жителей приграничных территорий явилось принятие Соглашения о порядке пересечения российско-украинской государственной границы. Оно предусматривает упрощение этой процедуры для жителей приграничных регионов Украины и России. Соглашение касается жителей Крыма, Донецкой, Луганской, Сумской, Харьковской, Черниговской областей, а также приграничных областей Российской Федерации. Реализация Соглашения позволит жителям приграничных районов с момента въезда находиться на территории другой страны до 90 дней без регистрации. Однако воспользоваться всеми этими благами для амвросиевцев будет также нелегко, как и до подписания Соглашения. Парадоксально, но факт: жителям областного центра будет гораздо легче попасть в Россию, чем обитателям приграничной Амвросиевки. То есть если не будет восстановлено железнодорожное сообщение с соседями для нашего района, мы так и останемся пасынками даже на фоне облегчения условий пересечения границы для миллионов других жителей Украины. Василий СЕМЁНОВ Материал и фото с сайта : amvrosievka-gorsovet.dn.ua | |
|
Всего комментариев: 0 | |